Что такое MLP — минимально привлекательный продукт
В этот раз перевели статью Карлоса Гонзалеза, CEO в Product School, о том, что такое MLP и чем такая версия продукта отличается от MVP.

Пользователям сложнее угодить, чем раньше. Дизайн продукта взлетел до небес. Клиентам мало удовлетворения их потребностей, они хотят быть в восторге от продукта.Что это значит для менеджеров по продукту? 

Во-первых, необходимо чувствовать себя комфортно с командой дизайна и работать над созданием прочных отношений с ними. А затем переосмыслить то, что вы вкладываете в понятие минимально жизнеспособного продукта (MVP).

Продукт должен быть привлекательным для пользователя. И так появляется новое понятие — минимально привлекательный продукт (MLP).

MVP, MLP и MMP — что все это значит?! 

Эрик Рис популяризировал идею MVP и описал ее так: «минимально жизнеспособный продукт — это версия продукта, которая позволяет собрать максимальное количество проверенных знаний о клиентах с наименьшими усилиями».

Некоторые компании предпочитают использовать MVP в качестве закрытой бета-версии для тестирования, другие стартапы фактически запускают свой MVP в качестве первой версии продукта.

🚀 MVP или минимально жизнеспособный продукт — это версия вашего продукта, которую вы впервые запускаете для своих клиентов. Он имеет минимальное количество функций для решения проблем потребителей и чаще всего используется в качестве инструмента тестирования.

❤ MLP или минимально привлекательный продукт — похож на MVP, но с более продуманным пользовательским интерфейсом и опытом пользователя. Помогает не только решать проблемы, но и приносит удовольствие.

💰 MMP или минимальный продающий продукт — это версия вашего MVP (или MLP), которую вы будете продвигать на рынке.

Что включает понятие MLP 

Минимально привлекательный продукт не только решает проблемы клиентов, но и восхищает их.

Цзяона «JZ» Чжан, вице-президент по продукту в Webflow, а ранее в Airbnb, WeWork и Dropbox, так комментирует эволюцию MVP: «Идея минимально жизнеспособного продукта привлекала, так как позволяла быстро и дешево вывести продукт на рынок. Но все более жесткая конкуренция усложняет выпуск MVP. Если стартап действительно хочет выделиться, ему нужно создавать минимально привлекательный продукт».

Давайте представим, что вы пришли к другу в гости. Он спрашивает, хотите ли вы кофе. И да, именно его вам не хватает сейчас. Друг приносит вам черный растворимый кофе.

Это то, что вы просили? Да. 

В напитке есть кофеин, который взбодрит вас? Возможно.

Порадует ли вас такой кофе? Не факт. 

Если бы ваш друг спросил не только о том, чего вы хотите, но и что вам нравится, то мог бы порадовать вас чашкой свежесваренного кофе.

Исследование пользователей при создании MLP включает в себя выяснение их предпочтений. Это может быть эстетичный дизайн, инновационный пользовательский опыт или интеграция с другими инструментами.

Для успеха продукта жизненно важно заработать любовь пользователя, именно это поможет сделать его запоминающимся и даст преимущество над конкурентами.

Шаги создания MLP 

Правила построения MLP очень похожи на создание продукта обычным способом. Но если вы никогда не делали этого раньше, следует сосредоточиться на нескольких ключевых моментах.

Сосредоточьтесь на «зачем?» 

Ваш продукт должен быть не только симпатичным, но и все-таки решать проблемы пользователей. У всего в продукте должна быть цель. Вернемся к кофе: если дополнить его взбитыми сливками и шоколадной крошкой — то он уже не будет выполнять роль «просто кофе».

Настройте команду на главную цель 

Менеджер по продукту несет ответственность за настройку своих команд на одну общую целью. UX, продажи, маркетинг, дизайн, технологии — все должно быть направлено на создание продукта, который полюбят пользователи.

Оставайтесь бережливыми и гибкими 

Не забудьте про M (минимальный) в MLP. Хоть вы и сосредотачиваетесь на том, чтобы впечатлить пользователей, помните, что при этом нужно оставаться гибкими. Выберите минимальный набор функций, необходимый для решения проблем пользователей, и реализуйте их максимально приятными для них.

Не думайте, что привлекательный продукт должен дать пользователям все, чего они только захотят. Это не только потратит драгоценное время, но и будет повторяться раз за разом.

Существует баланс между недостаточным и чрезмерным инвестированием в MLP. Из-за недоинвестирования вы рискуете потерять потенциальных клиентов или не выделиться из толпы. При чрезмерном — реализовать слишком большое количество функций, на которые вы потратите много времени и ресурсов.

Собирайте качественные данные 

Поговорите с первыми пользователями и выясните не только то, как продукт решает задачи, но и как воспринимается ими. В опросах пользователей предлагайте открытые вопросы, которые позволят выразить мысли развернуто, а не просто ответить «да / нет» или выставить флажки.

Тестировать, итерация за итерацией 

Ваш MLP — это не окончательный вариант продукта. Как и MVP, это ценный инструмент обучения, который поможет узнать, чего хотят ваши пользователи. После сбора качественной и количественной обратной связи планируйте следующие шаги для развития продукта.

Ваш MLP — это первый шаг к созданию продукта, в который влюбятся пользователи.

Как мы применили подход у себя? 

Мы решили пойти путем запуска MLP на своем проекте Baristika по доставке specialty-кофе в бизнес-центрах. Мы не только решили проблему офисных работников, которые не могут найти качественный кофе поблизости, но и создали wow-эффект от продукта. Для этого сосредоточились на качестве кофе, подачи, скорости доставки, платформе для заказа. При этом ограничили ассортимент классическими напитками, разработали только веб-интерфейс для заказа и сделали один способ оплаты — картой онлайн.

Закупили зерна категории specialty, поставили дорогую кофемашину, процесс и технологию приготовления кофе ставил бывший технический директор сети кофеен DoubleB. Все как в лучшей кофейне. К заказу клали тростниковый сахар, а не обычный, и добавляли печенье в качестве комплимента — так вызывали положительные эмоции у клиентов. Забрендировали всю продукцию, вплоть до пакетиков для сахара, чтобы нас точно запомнили. Казалось бы, мелочи, но клиенты их отмечали в комментариях. Они могли сварить кофе в офисной машине или купить в автомате, но здесь сыграло роль то, что курьер приносил вкусный кофе с крутой подачей прямо к рабочему столу и желал хорошего дня. Это и есть lovable product.

Клиентам нравился сервис, мы это поняли по отзывам и рейтингу, который в среднем составил 4,7 из 5 и высокому retention — по три заказа в неделю на пользователя.

Прототип приложения Baristika 

В то же время мы пробовали запуститься с меньшим упором на MLP, в другом бизнес-центре по модели MVP. Качество кофе было прежним, использовали аналогичное зерно, доставка тоже занимала 15 минут, но не было комплиментов к напиткам, брендированных чашек, сахара, курьеры не носили форму. Даже сделали отдельный бренд для теста. Результаты отличались в разы: 150 заказов в день в MLP-версии и 12-20 заказов в MVP. 

Так мы поняли, что доставка привлекала не столько решением задачи «попить качественный кофе», а именно своей подачей. Клиенты полюбили продукт за эмоции, которые они получали при заказе.

Только после создания MLP, мы добавили в доставку дополняющие продукты (сэндвичи, сладости), под их заказ адаптировали сайт, корзину и сделали больше методов оплаты.